… даже самый небольшой успех. 6 ноября 1943 года освободили Киев. Весть эту я услышал в переполненном вагоне, возвращаясь вечером домой из школы. Глаза усталых людей светились радостью: "Киев - наш!". Это был лучший подарок народу к празднику 7 ноября!

 

Учеба.

 

В школу я пошел в 7 лет в 1936 году. Учеба давалась мне легко. До 5 класса я учился в с. Солдатском, а затем, с февраля 1941г. - в школе на станции Июс в совхозе Июсский, куда мы переехали всей семьей, по месту работы отца. Семь классов я закончил в Июсе. Отметки были неплохие. Затем почти все ученики 7 класса Июсской школы поступили в среднюю школу в районном центре Шира. Шира - знаменита своим курортом. Озеро Шира расположено примерно в 10 км от поселка. Курорт знаменит тем, что в озере имелись радоновые источники. Курорт был известен по всей Сибири. В 1946 году я закончил 10 классов этой школы. Получил аттестат зрелости. В аттестате была только одна тройка по русскому языку, остальные 4,5. После окончания средней школы нужно было определяться - куда идти учиться дальше. Большинство учеников нашего класса - это девочки, отправились в пединститут в г. Абакан. А трое ребят, окончивших 10 классов, в том числе и я, подали документы в Томский Политехнический институт на механический факультет. Это Виктор Чернов, Володя Шлычков и я. Экзамены вступительные мы все выдержали, и началась студенческая жизнь. 1946 год в стране был годом тяжелым, не хватало продовольствия, и мы студенты, прозябали, кто как мог. Стипендия тогда была на первом курсе 220 рублей. Для сравнения: буханка хлеба на рынке стоила около 50 рублей. В стране действовала карточная система. Студенту полагалось в день 200 грамм хлеба, правда утром и в обед работала столовая, где можно было получить суп, чай, и что-нибудь из овощного на второе, картофельное пюре. Жилось голодно, а учиться надо было. Особенно трудно было до 15 декабря 1947 года, когда отменили карточную систему в стране, тогда появились коммерческие магазины, где можно было что-нибудь прикупить из продуктов, при наличии конечно денег.

Многие студенты бросили учебу в институте после первого и второго семестра, в основном, из-за материальных трудностей, в том числе и Витя Чернов. Я удержался, и мы с Володей Шлычковым окончили институт в 1951 году, несмотря на все трудности. Чем это было можно объяснить, пожалуй, упорством характера и желанием закончить начатое дело. Институт я закончил, и в приложении к диплому значилось у меня из 50-и с лишним предметов две тройки, остальные 4-5. Группа наша была дружной. После окончания войны в нее влились ребята, демобилизовавшиеся после фронта, военной службы. Им жилось немного легче т.к. им были установлены льготы, да и спрос на экзаменах был не таким жестким как ребятишкам, поступавшим в институт после окончания средней школы в 1946 году. Когда входил на экзамен или в деканат студент, а у него на груди сверкали ордена и медали - эффект был совсем другим.

Правда, мы 10-классники, выгадывали перед ними тем, что наши знания за среднюю школу были свежее и по необходимости мы помогали нашим сокурсникам из военных.

Помню, один такой был случай, когда одного нашего студента, 10-классника, хотели исключить по какой-то причине, тогда он, попросил у своего товарища из военных его китель с орденами и медалями и в таком облачении явился к ректору с просьбой отменить приказ об отчислении. Увидав такого заслуженного воина, ректор приказ отменил и надо сказать, что этот студент успешно, в дальнейшем, окончил институт и стал инженером и неплохим. Я думаю, такая уловка укладывалась в понятие студенческой смекалки и изворотливости, а положительный результат как бы доказал, что игра стоила свеч.

Окончив институт, я получил специальность инженер-механик по специальности технология машиностроения широкого профиля и сейчас не жалею, что я получил такую специальность, считая, что выбор в начале учебы был мною сделан правильно. Это впоследствии и подтвердила моя жизнь, куда только она меня не бросала и в сельское хозяйство и на партийную работу и руководителем завода. Работал и в системе авиационной промышленности МАП. Но об этом подробнее будет ниже. Томский институт им. С.М. Кирова, как технический ВУЗ считался престижным. Кадры профессоров, доцентов и др. были в институте сильные и знания студентам они давали солидные. Преддипломную практику я проходил в г. Барнауле на з-де Трансмаш. Завод этот большой. Изготавливал двигатели-дизеля для танков и катеров. В годы войны этот завод образовался из эвакуированных Сталинградского тракторного и Харьковского тракторного заводов. Так, что на заводе было много украинцев из Харькова.

 

Работа.

 

После защиты диплома, (защитил диплом - наотлично), я был направлен работать в г. Куйбышев на завод МАП (Министерства Авиационной Промышленности) технологом в отдел гл. технолога. Завод располагался на окраине Куйбышева в северной стороне в поселке Управленческий. Когда-то, говорят, здесь был объект, связанный со строительством Куйбышевской ГЭС. Его сейчас называют фирма Н.Д. Кузнецова. Мне посчастливилось работать непосредственно под его руководством. Завод этот осваивал в то время турбореактивные двигатели на основе немецких разработок, т.н. ФАУ. Это истоки реактивной авиации. И мне довелось работать с немецкими специалистами. Нас молодых специалистов, только пришедших из институтов, закрепили за опытными немецкими специалистами и, как сейчас помню, я был закреплен за герром Пертухом. Это был человек спокойный, грамотный и у него много можно было взять молодому специалисту, каким я был в то время. Говорили мы на смеси русского и немецкого языка. Они в то время уже более-менее сносно балакали на русском, а я и сейчас считаю, что наша система изучения иностранного языка в то время была далеко несовершенна. Я изучал немецкий язык в школе, начиная с 5-го класса, в институте он давался мне нетрудно. Но, к сожалению, больший упор у нас был на изучение правил, грамматики, а не на навыки разговорной речи. Этот недостаток я почувствовал и много позднее, когда был в командировке в ГДР в Берлине.

Помню 1953 год, март, когда умер И.В. Сталин. Траурные дни. Траурная музыка, митинги, тем более все это было близко заводу т.к. за развитием реактивной техники внимательно следил сам Сталин и то, что делал в то время завод называлось сталинским заказом.

Завод располагался в живописных местах на берегу Волги в Жигулях. В выходные дни есть, где было провести на природе время. Этим хорошо пользовались, особенно немцы.

На этом заводе я проработал до ноября 1953 года.

 

Пестравка.

 

В Пестравку я попал в ноябре 1953 года по направлению, согласно решению сентябрьского пленума ЦК КПСС, в числе тридцати тысячников, заведующим ремонтной мастерской в МТС.

Процесс отбора и направления в МТС был прост. Вызвали группу подобранных работников в отдел кадров завода. В райкоме КПСС был я тогда еще комсомольцем, зам. секретаря комитета комсомола, холост, семьей не обременен. И сказали, читая материалы сентябрьского Пленума: "Нужно поднимать сельское хозяйство". И большинство приглашенных, в т.ч. и я поехали.

Несколько слов о том, что представляло собой это село. Село Пестравка - центр Пестравского района Куйбышевской области, расположена на юге области, на границе с Саратовской областью. Село большое, раскинулось на берегу реки Иргиз. Эта река впадает в Волгу, левый ее приток протекает по заволжским степям. Село расположено в 100 километрах южнее г. Куйбышева. Когда-то в эти степи на реку Иргиз бежали староверы от преследования за веру. И села по реке Иргиз образовывались из этих беженцев. Тут и баптисты и "хлысты". Каждое селение определялось своей "верой". В то время в каждом селе был свой колхоз. Все эти колхозы обслуживались Пестравской МТС. Земли там неплохие, но беда одна - засуха. Если в три года один год был урожайным, то это хорошо, а в остальные два года еле собирали урожай в количестве только то, что посеяли. Беда была в суховеях, которые шли со стороны Казахстана. Зимой ветры создавали такие бураны, что были случаи, когда люди замерзали на дорогах. Бураны мне напоминали Пушкинскую «Капитанскую дочку». Когда попали в такой буран Гринев и Пугачев. Зги не видно. Если они ехали в кибитке, то в то время, когда я там жил, путников оставшихся в дороге на автомашинах выручали трактора, другая техника не проходила.

Я помню, когда начинался такой буран, в МТС поступала команда, направлять трактора по трассе Пестравка-Куйбышев, выручать застрявших. В мое время начали создавать лесозащитные полосы, чтобы как-то уменьшить силу ветров. Для этого были организованы лесозащитные станции по типу МТС. Такая станция была организована и в Пестравке. Лесов в этих степях почти не было. Единственно, где были леса, это вдоль реки Иргиз. Лес рос по его пойме. Река Иргиз вообще-то река степная. Неширокая, извилистая, землю вдоль реки использовали под огороды. В огородах все росло за счет полива из реки. В мастерской подобрался неплохой коллектив и там я получил первый навык руководства людьми. Работники, как и везде, были разные, но в основном люди работящие. Мне запомнился один рабочий электросварщик Николай. Фамилию, я уже не помню. Знаю его непростую судьбу, и о нем мне хочется сказать несколько слов. Сам он выходец из Западной Украины и, как он рассказывал, когда там шла борьба с бендеровцами, то применялась тактика выжженной земли. Выселялись и ссылались все подряд и правые и виноватые. Он, молодой человек, попал на стройку, где приобрел специальность электросварщика. Первой стройкой его было здание Московского университета, а затем его бросили на строительство Куйбышевской ГЭС, откуда он попал и к нам, т.к. таким как он, запрещалось жить и работать ближе, чем за 100 км от областных центров.

Сварщик был он классный и работник безотказный в любой ситуации. Помню, корма подвозились на фермы волокушами. Это сваренная из нескольких листов полоса, на которую затаскивали стог соломы и, затем, волоком трактор тащил его, на этой волокуше, по снегу. При такой технологии эти волокуши часто ломались, и их приходилось ремонтировать, переваривать, а т.к. все это происходило зимой, то варить нужно было в любую погоду на улице. И вот такую работу выполнял безотказно Николай, лежа или сидя на железных листах... Кормить животных надо же было. Другого выхода не было, а теплого помещения для такой работы не было. Помню кузнеца Кадацких. Это коренной пестравец. Уже пожилой, пережил все этапы становления МТС, старый коммунист, он мне, кстати, давал рекомендацию для вступления в члены КПСС (членом КПСС я стал в 1956 году, кандидат с 1955 года), а перед вступлением в партию я был комсомолец, секретарь комсомольской организации МТС.

Нужно сказать, что работа в МТС мне дала многое, что впоследствии пригодилось в жизни. И я не жалею об этом периоде жизненного пути. Там я почувствовал себя, как руководителя, хотя и небольшого коллектива, а главное - это получил навык работать с людьми, руководить ими. В зимний период в мастерской набиралось до 200 человек ремонтников, трактористов, комбайнеров и постоянных рабочих мастерской. Работа была интересная, разнообразная и зачастую при необходимости приходилось становиться самому за станок. Интересны были рассказы старых работников МТС еще со времен ее организации. Она начала свою деятельность еще в 1930 году. Историй было много, и слушать их было интересно. МТС переживала, все перемены того времени, как и вся страна, коллективизацию, укрепление МТС кадрами. Иногда туда попадали люди случайные. Мне в какой-то степени повезло. Со старым коллективом я сработался сразу. Это и директор МТС Землянских, главный инженер Овсишер. Помню из старых работников нач. ОТК Зарудный Петр, хороший специалист, он по слуху определял тот или другой дефект механизма. Зав. мастерской, которого я сменил, Коновалов - нач. ремонта комбайнов - хороший специалист своего дела и интересный рассказчик, знал много различных историй из жизни МТС. Да надо сказать, что и народ в МТС был дружный, душевный и в этом мне, пожалуй, повезло т.к. до этого мои знания о тракторах, комбайнах были ограничены, пожалуй, кинофильмом "Трактористы". И все они это понимали и старались как можно быстрее мне помочь освоиться. Помню пожилого уже человека, слесаря Василия Федоровича, специалиста высокого класса. Он стоял на операции укладки коленвалов двигателя, шабровки подшипников. Судьба его интересна. Когда я его спросил, где он освоил специальность, он открыл мне секрет. Оказывается, работал он на прокладке Беломорканала и там он прошел свою школу как специалист. А попал он туда за 1 кг колосков, которые набрал, работая комбайнером в лето, когда в Поволжье был неурожай и голод. И дети его буквально голодали и вот за это ему дали срок и направили на стройку канала. Такое вот было тогда время жестокое. По вере он был баптист, и как рассказывал, во время гражданской войны воевать отказался как у белых так и у красных, несмотря на настойчивые приглашения со стороны и тех и других, считая, что убивать людей большой грех.

О Пестравке и о работе в МТС у меня сохранились самые теплые воспоминания, хотя легкой работы и жизни там не было, но работать было интересно, и был действительно подъем на селе. Люди работали, особенно механизаторы, трактористы, комбайнеры, что называется на совесть. Многие в МТС механизаторы были награждены за свой труд орденами, так помню комбайнеров братьев Ковалевых Алексея и Константина кавалеров Ордена Трудового Красного знамени.

В памяти у меня осталось много подобных рассказов, истории МТС и коллективизации. Этот период совпал с хрущевскими идеями внедрения кукурузы. В праздничные дни ИТР сажались на сеялки или перевозили маркеры для квадратно-гнездового сева. Пришлось и мне этим заниматься.

В Пестравской земле вдали от родных мест похоронен мой дедушка Григорий Яковлевич. Он умер в 1956 году - 76 лет. Дальше судьба моя сложилась так, что захотелось перебраться ближе к родным местам и я выбрал г. Воронеж в надежде поступить работать на авиационный завод, но это не поучилось, и я начал работать на экскаваторном з-де им. Коминтерна. В то время инженеры были нужны везде, и устроиться труда большого не стоило.

Итак, в 1956 году начался Воронежский период в моей жизни. Он был насыщен большими событиями в моей судьбе. Но об этом далее. Об этом периоде моей жизни написан очерк В.А.Шишловым в книге, изданной в Воронеже, подготовленной Н.Г.Пегарьковым. Книга называется - Край Воронежский - судьбы людские. Очерк называется "Директор завода".

В МТС я проработал ровно три года. В 1956 году я переехал в г. Воронеж поближе к родным местам. И поступил работать технологом на Воронежский завод им. Коминтерна, где проработал до 1959 года. Сначала технологом в отделе главного технолога, а затем нормировщиком, старшим нормировщиком в инструментальном цехе. Завод интересный, с большой историей, в эти годы отмечалось пятидесятилетие завода. Завод был эвакуирован в Воронеж в 1916 году из Прибалтики, когда началась империалистическая война с Германией. Когда я поступил на завод, он начинал осваивать выпуск тяжелых экскаваторов, очень нужных стране, т.к. в то время такая техника для строек была крайне нужна. Во время войны завод выпускал знаменитые Катюши. Затем он был эвакуирован на Урал, где продолжал выпускать эту продукцию. Многие коминтерновцы помнят жизнь на Урале. Когда я поступил на завод, директором завода был Черногубовский Виктор Павлович, главным инженером был Мухин Алексей Сергеевич. Люди, да и руководители они были напористые, хорошие организаторы и специалисты своего дела. Главным технологом ОГТ был Сильченко Серафим Семенович. Нач. инструментального цеха Тархунов Вадим Васильевич был одним из лучших на заводе начальников цехов. Инструментальный цех, цех особый - всегда производственные цеха старались свои неувязки отнести на инструментальщиков: то нет во время штампа, то сверла, то другой оснастки. Тархунов умел во время предвидеть узкое место и принять меры. Организатор он был высокого класса и воспитывал своих подчиненных в таком же ключе. Многие из них потом работали на ответственных должностях. Это Дмитрий Шепотайло. В цехе работал начальником ПРБ, а затем был избран председателем завкома. Сейчас возглавляет несколько лет Областной комитет по туризму. Помню мастеров Свиридова, Авдеева, зам. нач. цеха Ивана Малых.

 

 

Воронеж. Завод им. Коминтерна. Коминтерновцы.

 

В Воронеж я приехал из Куйбышевской области (село Пестравка) в конце ноября 1956 года. Помню, погода была в Куйбышевской области холодная, стояли морозы, а в Воронеже была оттепель, шел моросящий дождик. Снег почти весь стаял. Мне пришлось валенки менять на сапоги, благо они были с собой. И такая теплая погода в то время была почти до нового 1957 года. На новый год снег чуть припорошил землю. По приезде в Воронеж предо мной стояла задача искать работу. В то время проблем найти работу особых не было. Специалисты, инженера были нужны везде. Почему я выбрал Воронеж? Дело в том, что я искал город, где есть заводы авиационной промышленности. А в Воронеже в то время их было два. Авиационный завод и механически. Попытки мои устроиться на работу на эти заводы не удалась. Пришлось искать работу на других заводах.

К концу дня я пришел на завод им. Коминтерна. В отделе кадров вопрос решался быстро. Нач. отдела кадров направил меня на переговоры к главному инженеру Лукину Александру Сергеевичу. Мы немного поговорили, он посмотрел мои документы и предложил работу технологом в отдел главного технолога. Тогда там была организована группа по расчету технически обоснованных норм, и я попал в эту группу. Осваиваться надо было снова с этой работой. Нормирование я знал по институту, да и какой то опыт был из МТС, когда я работал там зав. мастерской. Нормировать приходилось самому. Расчет технически обеспеченных норм я освоил быстро. Правда, надо сказать, что люди в группе тоже в основном технологи были хорошие, помощи мне не отказывали. Помню Панарину Людмилу - знающий технолог. В последствии ее муж Николай Сидорович долгое время работал у меня на заводе Автогенмаш начальником ОМА, тоже был хороший специалист. Проработал я в ОГТ около полугода, затем попросился в цех. И далее, я до 1959 года работал старшим нормировщиком в инструментальном цехе. Вот здесь то мне пригодился опыт расчета норм в ОГТ. Экскаваторный завод им. Коминтерна представлял в то время следующее. Работающих было чуть более двух тысяч человек, цехов, было, кажется, шесть: кузнечный №1, литейных два цеха №2 и №3, сварочных конструкций №4, механический №5, сборочный цех №6. Завод только недавно после окончания войны вернулся с Урала из Свердловска, где во время войны он был в эвакуации. Завод выпускал военную продукцию знаменитые "Катюши". Одна такая "Катюша" и сейчас стоит на площадке внутри завода. Коллектив завода был сильный, специалисты, как инженера, так и рабочие имели богатый опыт. В это время завод осваивал выпуск землеройной техники экскаваторов: 2-х кубовых, 1.5 кубовых. Затем, появились землеройно-фрезерная машина и краны: строительные, на гусеничном ходу, на базе ходовой части экскаваторов. Директором завода в то время был Чернигубовский Виктор Павлович. Главным инженером, как я уже говорил, Мухин Александр Сергеевич, главным технологом был Сильченко Александр Серафимович, из начальников цехов помню: Левтеева Е., Тархунова В.Н., Карякина (Цех №6) Корона А.Г, (ЦМК), впоследствии он был директором завода в 60-х годах. Из рабочих наиболее выделялись в то время в цехе №5 токари новаторы Воронцов А. Елагин А. и другие. Позднее в цехе №4, ЦМК, организовалась бригада комтруда, бригадир - Василий Недосекин. Кстати в цехе №5 работал около года мой брат Володя токарем, он точил как помню т.н. масленки. Там он работал до ухода в армию в 1958 году.

В отдел главного технолога в то время работали конструктора Федин, Карпов Володя, Хонда, технологи: Шамраев Владимир - впоследствии он стал главным технологом завода, Демина Зина, зам. главного технолога - Попов. В инструментальном цехе наиболее запомнились нач. технологического бюро Лиза Новопокровская, Шура Алымова, зам. нач. цеха Малых Иван, мастера, Свиридов, Налетов, Меренкова, экономист Тагамацкая. Из рабочих наиболее колоритная фигура, конечно, была начальник цеха Тархунов Вадим Васильевич. Я о нем уже говорил ранее. Из рабочих цеха выделялись: шлифовщик Бедов, расточник Смагин, токари Сотников, Мургин Слава и др., слесарь Авдеев.

Второй раз я попал на завод Коминтерна в 1963 году после работы в партийных органах. Работал в должности начальника инструментального отдела завода. Заменил тогда в этой должности я старейшего работника завода Ивана Митрофановича. Директором завода был в то время Миценко Иван Прокопьевич, он пришел на завод в пору Совнархозов с авиационного завода, где он работал начальником цеха. Главным инженером в то время был Свидницкий Тадеуш Валентинович, он сменил Мухина А.С., который с завода ушел в институт Эникмаш на опытный завод. Заместителем по коммерческим делам на заводе был Заславский Илья Аронович. Очень опытный снабженец. Начальником отдела снабжения был Манько. В инструментальном отделе, где я начал работать были инженера: Соболев Вячеслав Иванович. Некоторое время работал Иван Митрофанович, пока я не освоился с новой должностью.

В 1965 году я перешел на работу на соседний завод Автогенмаш.

 

 

Работа в Коминтерновском райкоме КПСС

 

В 1959 году меня взяли работать в Коминтерновский райком КПСС сначала инструктором промышленно-транспортного отдела, а затем заведующим отделом. Первым секретарем райкома в то время был Белущенко Иван Емельянович, вторым Максимов Константин Николаевич. Партийные работники это были опытные. У них мы молодые инструктора: я, Коровин Михаил Кузмич и другие многому учились. Новой для нас работе. В основном, в райкомы, в то время, брали на работу специалистов. Т.к. Коминтерновский район, район промышленный, в основном, то и в аппарате райкома работали инструктора, техники специалисты строители и по другим направлениям - торговле, образованию, по идеологии. Работа в райкоме партии - своеобразная. Райком в то время занимался "всем". Любой вопрос решался в райкоме, сюда шли люди со своими бедами, искали защиту, помощь и ее они получали. В общем, жизнь бурлила. Немаловажным, было уметь составлять документы, различные справки, материалы для рассмотрения на бюро райкома. Нужно их составить так, чтобы они были толковыми, деловыми, отражали суть, да и стилистически звучали, были правильными. Немало времени занимало посещение предприятий, партийных там собраний. При необходимости надо было выступать на таких собраниях. Партийный работник человек был разносторонний, нужно было вовремя уловить суть дела и принять правильное решение. Опыт при этой работе приобретался большой, который мне пригодился в дальнейшем.

Заведующим отделом в то время был Гречихин Геннадий Михайлович. Секретарь по идеологии - третий секретарь райкома Полина Андреевна, фамилию сейчас не помню, в дальнейшем она перешла директором школы номер 18 в нашем районе. Как я уже говорил ранее, все секретари были партийные работники высокого уровня. Максимов К.Н. впоследствии перешел на работу заместителем директора завода "Полюс". Все они сейчас живут в Воронеже на пенсии.

Я уже говорил раннее, что партийные работники в райкомах менялись очень часто. Так первыми секретарями, как я помню, в Коминтерновском районе были: Турусов, Белущенко И.Е. Катерин М.П, Измайлов И.С., Левтеев Е.Г, Синицын А.С. Фролов В.Н., Ежиков А.С., Колесник, Корнеев В.М., Гуров Виктор Георгиевич.

Корнеев В.М., был последним секретарем РК КПСС, до ликвидации партии и КПСС Горбачевым и Ельциным.

Также часто менялись вторые и третьи секретари райкома. Вторыми секретарями были некоторое время Еременский Виталий, Ляшенко Нина Алексеевна, Черников Е.Л., Преснякова Эльвира Алексеевна, Сигова Вера Ивановна.

Из начальников отделов помню.

Промышленно-транспортный отдел: Романовский П.В., его сменил в 1959 году Гречихин Г.М. Потом Гречихина Г.М. взяли на работу в обком КПСС, а затем в ЦК КПСС, Гречихина сменил на этом посту в конце 1959 года Емельянов А.В., затем Коровин М.К., Ревунов И.Ф., Волков В.В., Нестеров Л.П.

Организационный отдел:

Романовский, Ступакова, Дмитрий Антонович Рязанцев, Калитвин Василий Павлович, который очень долго, почти при всех секретарях райкома работал зав. отделом. Затем перешел в Горисполком начальником отдела. Умер 30 декабря 1997 года. Одним из последних был Соловьев Александр Кириллович - ныне управляющий Сбербанка в Воронеже. Инструкторами работали Калашников Михаил Алексеевич, Майя Николаевна Щеголева, впоследствии секретари райисполкома. Сектором учета райкома долгое время ведал Левтеев.

 

Идеологический отдел.

Заведующие: Москов, Черников Евгений Леонидович, ныне академик, в Москве живет.

Секретари райкомов и заведующие отделами после работы в райкоме направлялись на заводы, в школы - директорами и на другие руководящие должности.

Конечно, за 40 прошедших лет после работы в райкоме некоторые фамилии и имена отчества бывших работников райкома не сохранились в памяти, но то, что осталось в моей памяти я записал. Надо сказать, что все работники райкома - люди свое дело знающие и работали на совесть. С некоторыми бывшими работниками райкома я и сейчас поддерживаю связь. Это Белущенко И.Е., Коровин М.К., Гуров В.Г., Нестеров Л.П., Преснякова Э.А. и другими. Товарищеские отношения сохранились до сих пор с теми, кто еще не ушёл из жизни.

Из председателей райисполкома наиболее колоритные фигуры были Еськов Борис Николаевич, Белко, Антипова Людмила Ивановна, до райисполкома работала главным инженером завода Химпродукт.

В то время было заведено: секретари горкома, обкома обходили магазины с целью проверить ассортимент товаров, особенно в продовольственных магазинах и вовремя поправить, если где-то были нарушения установленного ассортимента. Так, однажды, после такого обхода к нам в райком пришел первый секретарь горкома Королев Анатолий Алексеевич. Как помню, собрали весь аппарат райкома в кабинете у первого секретаря Белущенко И.Е.; Королев сделал несколько замечаний по торговле, и начал разговор о дисциплине партийных работников и сразу привел пример по нашему райкому. Он говорил: "Захожу в один из магазинов и вижу, стоит в очереди инструктор райкома Бородин Георгий Павлович, в очереди за колбасой. Я на него посмотрел, прошел мимо. Он никак не среагировал и даже не поздоровался. И это все в рабочее время!" Так, что, контроль за соблюдением дисциплины в рабочее время был и в то время, а не только в "андроповские времена". Когда он закончил разговор о дисциплине, как я помню, я сказал: "Анатолий Алексеевич, Георгий Павлович был все время на рабочем месте в райкоме и никуда не ходил. Это Вы, видимо, видели его брата Леонида, который работал в то время в лесоэкспедиции. Они с Жорой - близнецы. И видимо в магазине был Леонид". Анатолий Алексеевич, говорит: "Я этого не знал, и может быть, я ошибся. " Мы потом долго смеялись над этой ошибкой Анатолия Алексеевича. Жора впоследствии уточнил, что действительно в магазине Анатолий Алексеевич видел Леонида. Рассказывали, что систематически контролировал торговлю и первый секретарь обкома КПСС Хитров Степан Дмитриевич.

Такой контроль, конечно, способствовал устранению недостатков в торговой сети.

Это один из эпизодов партийной жизни того времени.

Еще один помню эпизод из жизни Коминтерновского РК КПСС.

Как зав. отделом Павел Романовский на второй день оказался начальником цеха на хладокомбинате.

Дело было так. Примерно 1961 год. В то время все разводы публиковались в областной газете Коммуна и вот, однажды, появляется в газете объявление о разводе с женой первого секретаря РК Белущенко И.Е. Прочитав это объявление, Павел побежал к помощнику Белущенко - Зое Павловне Голубевой: они с Павлом знали друг друга хорошо еще по комсомольской работе. Павел, не долго думая, задает ей вопрос: "Зойка, это твоя работа?" Та, конечно, возмущается и сразу в дверь к Ивану Емельяновичу. Рассказывает ему, что Павел разносит по райкому сплетни. Тому видимо и так было тошно после публикации в газете. Он немедленно дает команду собрать заседание бюро РК. В 16.00 состоялось заседание бюро и Павел Романовский был освобожден от должности зав. орготделом РК и на второй день оказался на Хладокомбинате. Когда с ним я говорил, какая причина этого? Он показывал на свой язык и говорил: "Вот он враг мой!". Действительно, Павел говорил много и, иногда не сдерживаясь, не думая о последствиях. Вот так и получилось на этот раз. В дальнейшем Павел Владимирович с Хладокомбината перешел на завод п/я №7 "Полюс", стал зам. секретаря Парткома. Опять пошел по партийной линии. Сейчас находится на пенсии, живет в Воронеже.

В 1962 году меня избрали секретарем парткома Облавтотреста. Парторганизация была большая - более 700 членов партии. Но самое трудное было то, что все цеховые организации были разбросаны по всему городу в автохозяйствах, а их в городе Воронеже было около десятка. Секретарем я проработал почти три года. В 1964 году я вновь ушел в производство, на завод им. Коминтерна начальником инструментального отдела. Директором завода, в то время, был Мищенко Иван Прокофьевич. Главным инженером - был Свидницкий Т.В. Руководители, они были - хорошие, и о них и сейчас на заводе вспоминают тепло.

 

Я на партийной работе.

 

Членом партии, как я уже говорил раньше, я стал в 1956 году. Принимался в партию я, когда работал в Пестравской МТС в Куйбышевской области. В партию я поступал из комсомола. В МТС я был секретарем комитета ВЛКСМ, затем я был принят в 1955 году кандидатом в члены партии, а в мае 1956 года я стал Коммунистом. В этом же году, я переехал в город Воронеж, и здесь продолжалась моя работа в партийных органах. На заводе им. Коминтерна мне как молодому коммунисту было дано партийное задание - организовать и возглавить заводскую редколлегию радиогазеты. В этой редколлегии работал со мною также молодой коммунист Володя Попов. О нем я уже писал ранее. Секретарем партбюро заводоуправления был в то время Илья Найстетер, человек он был широко эрудированный, хороший организатор. Он нам и помогал в наших делах в радиогазете. Помню, были подготовлены и вышли в эфир по заводу несколько номеров этой радиогазеты, где освещались заводские дела, отдельные люди, их работа. И в инструментальном цехе я был избран заместителем секретаря цехового партбюро. Секретарем партбюро цеха был Дуленков Василий Степанович. В январе 1959 года меня взяли на работу в Коминтерновский райком К

Сделать бесплатный сайт с uCoz